
Если честно, когда слышишь про плунжерные системы в электрических погрузчиках, первое что приходит в голову — это какие-то устаревшие гидравлические схемы. Но на практике у ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков я увидел обратное: там плунжерная группа работает в связке с электроприводом, причем без типичных протечек масла. Помню, в 2019 году мы тестировали их модель ZY-20E — там стоял плунжер с керамическим покрытием, который выдерживал до 2000 циклов подъёма без замены уплотнений. Хотя изначально инженеры сомневались, выдержит ли такой узел нагрузки в холодных цехах при -25°C.
В 2021 году на заводе полностью электрических вилочных погрузчиков в Цзянсу пытались адаптировать плунжерную систему для работы с сыпучими материалами. Оказалось, что стандартные уплотнения быстро изнашивались из-за цементной пыли — пришлось разрабатывать двухконтурную защиту. Кстати, на их сайте https://www.zhongyancc.ru есть технические отчёты по этому проекту, но в них не упоминают, что первые образцы выдавали погрешность по высоте подъёма до 3 см.
Лично я всегда обращаю внимание на калибровку плунжерного блока — у Чжунъянь для этого используют лазерное сканирование, но в полевых условиях проще проверять по контрольным меткам на штоке. Один раз в Новосибирске при -30°C смазка в плунжере загустела так, что вилы поднимались рывками. Пришлось экстренно менять состав гидравлической жидкости — сейчас они поставляют зимние комплекты с подогревом узла.
Что действительно впечатляет — так это то, как на площади в 21 800 м2 они организуют тестовые зоны для погрузчиков плунжерного типа. У них есть специальный полигон с имитацией наклонных платформ, где проверяют работу плунжера под углом 15°. Большинство производителей такие тесты не проводят, отсюда и проблемы с безопасностью на склонах.
Когда ООО Цзянсу Чжунъянь в 2020 году перешло на бесщеточные двигатели для плунжерных систем, многие дилеры жаловались на рост цены. Но если посчитать — ресурс вырос на 40%, а энергопотребление снизилось почти на 15%. Хотя в бюджетных моделях до сих пор ставят модифицированные щеточные сборки, и это видно по тому, как шумят подшипники плунжера после 500 часов работы.
Интересно, что их уставной капитал в 40 миллионов юаней позволяет экспериментировать с материалами. Например, в прошлом году тестировали композитный плунжер — легче стали на 30%, но при динамических нагрузках появлялась вибрация. В итоге вернулись к классической закалённой стали, но с добавлением молибдена для работы в агрессивных средах.
Заметил на производстве деталь: для полностью электрических вилочных погрузчиков они используют плунжеры с полированной поверхностью 0.8 Ra, хотя стандарт допускает 1.2 Ra. Мелочь, а продлевает жизнь уплотнителям на 20% — но такой подход редко встретишь у конкурентов.
Для поставок в Сибирь Чжунъянь разработали морозостойкую версию плунжерного блока — с подогревом и уменьшенными зазорами. Но в прошлом году в Красноярске столкнулись с курьёзом: из-за постоянных перепадов температур от -40°C до -15°C тефлоновые уплотнения начали расслаиваться. Пришлось срочно дорабатывать конструкцию — добавили медные направляющие втулки.
На их производственной площадке есть цех испытаний плунжерных узлов, где моделируют работу при влажности 95% — это важно для портовых погрузчиков. Но в реальности солевой туман Балтийского моря оказался агрессивнее, чем тестовые условия. После жалоб из Калининграда пришлось добавлять дополнительную гальваническую обработку штоков.
Кстати, их система плунжерного типа показала неожиданный плюс в пищевой промышленности — в морозильных камерах нет выхлопов, а герметичный узел не боится постоянной мойки. Хотя изначально такие погрузчики создавались для металлургических цехов.
За 5 лет наблюдений за техникой ООО Цзянсу Чжунъянь выделил три типичные проблемы плунжерных систем: износ уплотнений при работе с абразивами (решается установкой дополнительных фильтров), коррозия штока в портовых условиях (требует ежеквартальной инспекции) и перегрев электропривода при циклических нагрузках (нужно пересчитывать рабочие циклы).
В мануалах на сайте https://www.zhongyancc.ru рекомендуют менять гидравлическую жидкость каждые 2000 часов, но наш опыт показывает — в российских условиях лучше делать это каждые 1500 часов. Особенно если погрузчик работает на улице — пыль и перепады температур ускоряют износ.
Любопытный момент: при капитальном ремонте плунжерного узла часто забывают про калибровку датчиков высоты. В результате вилы останавливаются на 5-7 см раньше положенного — это особенно критично при работе с паллетами стандартных размеров.
Сейчас завод полностью электрических вилочных погрузчиков экспериментирует с системой рекуперации энергии в плунжерных механизмах — при опускании вил генератор заряжает батарею. В тестах экономия достигает 8%, но пока система нестабильно работает при температуре ниже -10°C — видимо, сказывается вязкость жидкости.
В 2022 году пытались внедрить ?умную? диагностику плунжерного узла через IoT-датчики, но столкнулись с тем, что вибрация мешает точным измерениям. Сейчас перешли на акустический анализ — микрофон улавливает изменения в работе гидравлики еще до появления критического износа.
Если говорить о будущем — думаю, погрузчики плунжерного типа останутся нишевым решением для специфичных задач. Полный электропривод хорош в закрытых помещениях, но для уличной работы с экстремальными температурами гибридные решения пока надежнее. Хотя у Чжунъянь есть разработки с подогреваемыми плунжерными блоками — возможно, это изменит ситуацию.