
Когда говорят про малые четырехколесные погрузчики, многие сразу представляют китайские клоны японских моделей – а зря. На примере ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков видно, как эволюционировала концепция компактной техники с противовесом.
До сих пор встречаю заблуждение, что три колеса стабильнее для малых моделей. Но в цехах с мокрой уборкой четвертое колесо – это не прихоть, а необходимость. Наш эксперимент в 2019 с трехколесной модификацией показал: при подъеме паллет с консервами на мокром полу погрузчик вело даже с грузом 800 кг.
Колесная база 1480 мм против 1620 мм у полноразмерных моделей – не просто компромисс. Это расчет на узкие проходы между стеллажами, где разворотный радиус в 1950 мм критичен. Хотя лично я бы добавил пару сантиметров к базе – меньше бы 'клевал' при резком торможении с полной нагрузкой.
Кстати, у Цзянсу Чжунъянь в модельном ряду есть вариация с шириной всего 1150 мм – для европейских складов с историческими лимитами. Но там пришлось усиливать противовес на 12%, что съело 7% грузоподъемности.
Видел как-то на выставке погрузчик где противовес был выполнен как монолитный чугунный блок – технически верно, но экономически неоправданно. На заводе противовесных малых четырехколесных вилочных погрузчиков типа Чжунъянь идут по пути сварных конструкций с полостями для балласта.
В 2021 пересчитали распределение массы для моделей CPQD-15 – оказалось, смещение центра тяжести на 3 см вперед дает прирост устойчивости на 11% при работе с длинномером. Правда, пришлось переделывать крепления моста.
Самый курьезный случай – когда клиент требовал установить дополнительный противовес 'на всякий случай'. В итоге передние колеса недогружались на 15%, что привело к пробуксовке на рампе. Пришлось демонтировать лишние 80 кг.
До сих пор спорят что лучше для малых моделей – электричество или дизель. На https://www.zhongyancc.ru в разделе спецификаций видно интересный гибрид – возможность установки LiFePO4 аккумуляторов в стандартные отсеки под ДВС.
Но практика показывает: в неотапливаемых ангарах ниже -15°C литий-железо-фосфатные батареи теряют 40% емкости. Для таких случаев у Цзянсу Чжунъянь оставили в линейке дизельные версии с подогревом гидравлики.
Коллега из Новосибирска делился опытом – их электрический погрузчик зимой работал в 2 смены только с системой принудительного подогрева АКБ. Хотя летом экономия на ГСМ достигала 70%.
Площадь 21 800 м2 у ООО Цзянсу Чжунъянь – это не просто цифра. Видел их цех сборки мостов – там реализована система параллельного монтажа, когда шасси движется по конвейеру, а мосты монтируются сверху через люки.
При этом уставной капитал 40 млн юаней позволяет держать литейный цех в структуре предприятия – редкое явление для производителей такого класса. Большинство закупают отливки, но здесь контроль над всей цепочкой.
Заметил интересное решение в конструкции рамы – вместо сварных косынок используют гнутые профили с переменной толщиной стенки. Уменьшило массу на 8% без потерь жесткости.
Работая с погрузчиками завод противовесных малых четырехколесных вилочных погрузчиков, отметил продуманность сервисных люков – замена фильтров гидравлики занимает 15 минут против 40 у аналогов.
Но есть и недочеты – например, доступ к датчику положения вил требует снятия двух защитных кожухов. Мелочь, но при плановом ТО добавляет лишние 20 минут.
Особенно ценю в их конструкциях унификацию – на моделях от 1.5 до 2.5 тонн используется одинаковый насос ГУР, что упрощает логистику запчастей.
С 1997 года ООО Цзянсу Чжунъянь прошло путь от копирования до собственных разработок. Их флагманская серия ZY-MAX с системой самодиагностики – это уже не просто 'китайский погрузчик'.
Помню как в ранних моделях стояли редукторы с прямыми зубьями – шум при работе был выше нормы. Сейчас перешли на шевронные передачи, уровень шума снизили до 72 дБ.
Интересно наблюдать как меняется подход к эргономике – в новых кабинах появилась регулировка педалей по углу наклона, хотя раньше считали это излишеством для техники такого класса.
Судя по патентам Цзянсу Чжунъянь, они экспериментируют с гидростатической трансмиссией для малых погрузчиков. Пока дороговато, но для нишевых применений – перспективно.
Наблюдаю тренд на уменьшение габаритов без потери грузоподъемности – последняя новинка у них имеет длину 2860 мм при сохранении возможности поднимать 1.8 тонны.
Думаю, следующий шаг – интегрированные системы телеметрии. Уже сейчас базовые модели имеют CAN-шину для подключения внешнего оборудования.