
Когда слышишь про узкопроходные погрузчики с двойной стрелой, половина заказчиков сразу представляет идеальные стеллажи с 2-метровыми проходами. На деле же часто выясняется, что двойная стрела — это не про фантазии, а про реальные 1.8 метра в условиях обшарпанного бетона и криво стоящих паллет. Мы с 2015 года поставляем такие машины через ООО Цзянсу Чжунъянь, и первое, что приходится объяснять клиентам — двойная стрела не отменяет необходимости пересчитать углы разворота в вашем конкретном складе.
В 2019 году мы поставили партию узкопроходных вилочных погрузчиков на склад фармацевтической компании в Казани. Заказчик настаивал на максимальной грузоподъемности, но при тестовой эксплуатации выяснилось: при подъеме на 10 метров с двойной стрелой центр тяжести смещается иначе, чем в классических моделях. Пришлось совместно с инженерами Чжунъянь дорабатывать противовес — уменьшили на 5%, но добапли стабилизаторы курсовой устойчивости.
Кстати, про высоту. Часто забывают, что вилочные погрузчики с двойной стрелой при работе на 12+ метрах требуют не просто ровного пола, а определенной жесткости покрытия. Был случай на металлобазе в Новосибирске — положили новую стяжку, но не учли вибрации от железнодорожных путей рядом. Через полгода пришлось демонтировать систему и усиливать фундамент в зоне работы техники.
Самое неочевидное — температурный режим для гидравлики двойной стрелы. При -25°C стандартное масло густеет так, что время цикла увеличивается на 40%. Теперь всегда рекомендуем заказывать машины с подогревом гидросистемы, особенно для Урала и Сибири. В базовой комплектации Чжунъянь этого нет, но делают опцию за 3-5% от стоимости.
До 2017 года работали с тайваньскими производителями, но столкнулись с проблемой запчастей — ждать фильтры или датчики приходилось по 3-4 месяца. Перешли на ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков после тестовых испытаний на их полигоне. Там сразу показали, как двойная стрела ведет себя при боковой нагрузке — китайские инженеры добавили дополнительную пару роликов в телескопическую систему, чего не было у конкурентов.
На их сайте https://www.zhongyancc.ru сейчас есть 3D-модели погрузчиков, но в 2018 году мы принимали решение по старомодному каталогу с распечатанными чертежами. Тогда и обратили внимание на патентованную систему балансировки — противовес не монолитный, а разборный, что упрощает транспортировку. Для оптовых поставок это критично: в 40-футовый контейнер влезает не 2, а 3 машины.
Основанное еще в 1997 году предприятие сначала называлось Тайсин Чжунъянь Машинери. Это важно, потому что их ранние модели двойных стрел до сих пор работают на складах Подмосковья — мы сами видели погрузчик 2003 года выпуска с наработкой 20+ тысяч моточасов. Ресурс телескопических направляющих там почти исчерпан, но базовая гидравлика жива.
При заказе от 10 единиц узкопроходных погрузчиков Чжунъянь дает 12% скидки, но мы научились выторговывать больше за счет комплектных поставок. Например, берем партию из 8 машин с двойной стрелой и 4 обычных ричтрака — тогда скидка достигает 18%. Но есть нюанс: разные модели требуют разного обучения операторов.
В 2021 году поставили 15 машин в сеть гипермаркетов. Сэкономили на базовой комплектации, но пришлось за свой счет дорабатывать систему безопасности — добавили лазерные датчики в нижней части стрелы. Без этого погрузчики не проходили внутренний аудит заказчика. Теперь всегда заранее уточняем стандарты безопасности на объекте.
Самая большая ошибка — экономия на запасных частях при оптовой поставке. Раньше заказывали 1 набор запчастей на 5 машин, теперь — на 3. Особенно это касается подшипников скольжения в узле двойной стрелы. Их износ зависит не от моточасов, а от количества циклов подъема/опускания.
В двойных стрелах чаще всего выходит из строя не гидравлика, как думают многие, а проводка датчиков положения. Вибрация приводит к обрывам в разъемах. Мы теперь при приемке сразу пропаиваем критические соединения — заводская сборка этого не предусматривает.
Еще момент — пылезащита. В вилочных погрузчиках с двойной стрелой от Чжунъянь стандартные фильтры не всегда справляются с мелкой цементной пылью. На овощных складах проблем нет, но на строительных базах ставим дополнительные кожухи. Сами китайцы предлагают апгрейд за доплату, но мы нашли местного производителя чехлов в 2 раза дешевле.
Критично важно следить за состоянием рельсового пути в нижней части стрелы. Если появляются задиры — значит, оператор работает с перегрузом по углу. Такие случаи не по гарантии, ремонт обходится в 15-20% стоимости новой машины. Теперь в договор включаем обязательное обучение с записью на видео — потом проще доказать, что поломка по вине эксплуатации.
Изучая архив ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков, заметил эволюцию подходов. Ранние модели (до 2010 года) имели запас прочности ?сверх нормы? — видимо, старались завоевать рынок. Сейчас расчет более точный, но и технологии лучше. Например, в новых погрузчиках стоит система плавного пуска электродвигателя — для двойной стрелы это важно, так как снижает рывки при старте.
Площадь 21 800 квадратных метров с исследовательским центром — это не просто цифры. В 2020 году мы посещали производство и видели, как тестируют узлы двойной стрелы на усталость материалов. Цикл испытаний — 500 тысяч подъемов/опусканий с нагрузкой 110% от номинала. После таких тестов проще доверять техдокументации.
Уставной капитал в 40 миллионов юаней — для российского рынка это серьезный задел надежности. Мы работали с менее капитализированными производителями, и при первой же проблеме с поставками комплектующих в 2022 году они просто прекратили выпуск специализированных моделей. Чжунъянь же переориентировались на других поставщиков подшипников за 3 месяца.
Сейчас вижу тенденцию к гибридным решениям: узкопроходные погрузчики с двойной стрелой все чаще заказывают с литий-ионными аккумуляторами. Но здесь есть подвох — при работе на высоте более 8 метров энергопотребление растет нелинейно. Приходится ставить батареи с запасом, что увеличивает стоимость на 25-30%.
Еще один тренд — модульность. Чжунъянь начали предлагать базовые шасси, на которые можно устанавливать разные варианты стрел. Для оптовиков это выгодно: уменьшается номенклатура запчастей. Но пока такая система дороже на 15% чем готовые решения.
К 2025 году ожидаем появления полностью российской сборки таких погрузчиков — уже ведем переговоры о локализации с китайцами. Проблема не в технологии, а в кадрах: сварщиков для высокопрочных сталей стрел найти сложно. Но если получится, стоимость для конечного клиента упадет на 20% за счет отсутствия пошлин.