
Когда слышишь про оптовых поставщиков шагающих погрузчиков, первое, что приходит в голову — это гигантские склады с рядами одинаковых машин. Но на деле ключевое отличие в том, что шагающий механизм требует совершенно другого подхода к отбору техники. Многие ошибочно считают, что главное — цена за единицу, а потом годами разгребают последствия неправильной эксплуатации.
В 2018 году мы поставили партию из 15 машин для логистического хаба под Новосибирском. Заказчик настаивал на максимальной экономии, и мы взяли бюджетные модели — казалось бы, стандартные трехопорные электропогрузчики. Через полгода получили рекламации: в узких проходах склада с высотой штабелирования 8 метров машины постоянно заносило при повороте. Пришлось разбираться — оказалось, шагающий ход требует не просто малого радиуса разворота, а специфического распределения нагрузки на ведущий мост.
Именно тогда пришло понимание: с шагающими погрузчиками нельзя работать по принципу 'подобрали из того, что есть в наличии'. Для них критически важна калибровка шагающего механизма под конкретный тип покрытия пола. В том же новосибирском случае проблему решили заменой колес на ребристые полиуретановые — но это было полумерой.
Сейчас при подборе всегда спрашиваю про перепад высот в проходах. Даже 2-сантиметровый порог может свести на нет преимущества шагающего механизма. Кстати, у ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков в модификациях для РФ сразу закладывают усиленный привод шагающего механизма — видимо, на своих производственных площадках в 21 800 м2 успели протестировать разные сценарии.
Работая с оптовыми поставщиками шагающих вилочных погрузчиков, научился обращать внимание на три неочевидных момента. Во-первых, наличие тестовой площадки с разными типами покрытий. Если поставщик предлагает 'протестировать в идеальных условиях' — это красный флаг. Реальные склады редко имеют идеально ровный бетон.
Во-вторых, смотрю на то, как организована замена запчастей. В 2020 году был случай: сломался датчик позиционирования шагающего механизма на погрузчике из европейской партии. Ждали запчасть 3 месяца — клиент перешел на другой тип техники. После этого начали сотрудничать с производителями, у которых есть локализованные склады запчастей. На том же сайте https://www.zhongyancc.ru вижу раздел с гарантийными обязательствами — это хоть какая-то гарантия.
Третий момент — адаптация к российским условиям. Многие азиатские производители до сих пор поставляют технику с электроникой, рассчитанной на плюсовые температуры. При -25°C шагающий механизм начинает 'задумываться'. Приходится дополнительно ставить подогрев гидравлики — но это уже дополнительные затраты для клиента.
Когда впервые столкнулся с ООО Цзянсу Чжунъянь, скептически отнесся к их заявлению про 'высокотехнологичное экологически чистое предприятие полного цикла'. Обычно это маркетинговые пустые слова. Но когда попросил предоставить видео работы сборочной линии — оказалось, что они действительно контролируют весь процесс от литья до сборки электроники.
Их погрузчики с шагающим механизмом часто критикуют за излишнюю простоту. Но в этом есть свой смысл: меньше электронных компонентов — выше ремонтопригодность в полевых условиях. Помню, как на одном из складов в Казани местный механик буквально на коленке починил датчик tilt-механизма, используя деталь от старого советского станка.
При этом не стоит обольщаться — у китайских машин есть свои слабые места. Например, в ранних моделях Чжунъянь гг. выпуска был ненадежный фиксатор платформы оператора. При интенсивной работе болты разбалтывались за 2-3 месяца. Сейчас эту проблему устранили, но осадок остался.
Самый удачный проект был с сетью гипермаркетов в Поволжье. Закупили 32 шагающих погрузчика с адаптацией под низкие потолки. Ключевым оказалось то, что мы заранее провели тестовые заезды на реальном объекте — обнаружили, что стандартная длина вил не подходит для их паллетов. Увеличили на 15 см — и техника работает уже третий год без серьезных поломок.
А вот история с поставкой для металлобазы в Челябинске стала уроком. Не учли, что шагающие погрузчики будут использоваться рядом с металлообрабатывающими станками. Мелкая металлическая стружка забивалась в шагающий механизм — ремонт обходился дороже, чем экономия от покупки.
Сейчас всегда уточняю, не будет ли техника работать в агрессивной среде. Если да — рекомендуем модели с дополнительной защитой шагающего узла. Кстати, у ООО Цзянсу Чжунъянь есть модификации с пылезащищенным исполнением — но об этом редко упоминают в открытых источниках, нужно специально спрашивать.
Раньше при выборе оптовых поставщиков шагающих вилочных погрузчиков главным критерием была грузоподъемность. Сейчас смотрим на энергоэффективность — особенно с учетом роста тарифов на электроэнергию. Литий-ионные аккумуляторы, которые ставит Чжунъянь в свои новые модели, дают экономию до 40% по сравнению со свинцово-кислотными аналогами.
Второе важное изменение — требования к безопасности. После инцидента на одном из пищевых производств (погрузчик с шагающим механизмом задел стеллаж — обрушилось 12 паллетов с продукцией) все серьезные поставщики стали устанавливать системы стабилизации груза по умолчанию.
Третье — цифровизация. Сейчас сложно представить поставку без телематики. Но здесь есть нюанс: некоторые производители пытаются навязать дорогие проприетарные системы. Мы обычно рекомендуем открытые протоколы — чтобы клиент мог интегрировать данные со всей техники в одну систему учета.
Судя по последним тенденциям, будущее — за гибридными решениями. Например, шагающий механизм с возможностью перехода на колесный ход для длинных дистанций. Уже видел прототипы у нескольких производителей, включая ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков — правда, серийного производства пока нет.
Еще одно направление — снижение шума. В логистических центрах, работающих круглосуточно, это становится критически важным. Современные шагающие погрузчики должны издавать не более 65 дБ — иначе проблемы с СЭС неизбежны.
Лично я считаю, что следующий прорыв будет связан с адаптивными системами управления. Когда погрузчик сам определяет оптимальный режим работы шагающего механизма в зависимости от нагрузки и типа покрытия. Первые ласточки уже есть — но массовое внедрение ожидаю не раньше чем через 3-4 года.