
Когда речь заходит о полностью электрических толкаемых вилочных погрузчиках, многие сразу представляют себе китайские заводы с конвейерными линиями. Но за 15 лет работы в логистике я убедился: даже у проверенных поставщиков бывают нюансы, которые не видны на этапе выбора. Вот, например, ООО Цзянсу Чжунъянь – с 1997 года на рынке, 21 800 м2 площадей, а ведь и у них первые партии в 2010-х грелись на морозе ниже -15°C. Сейчас, конечно, доработали, но осадок остался.
С заводами вроде ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков всегда сложно – с одной стороны, полный цикл производства и 40 миллионов уставного капитала внушают доверие. С другой, их же сайт https://www.zhongyancc.ru показывает в основном стандартные модели, а вот под заказ ждать приходилось мы 11 недель в 2022 году. Хотя для серийных толкаемых вилочных погрузчиков сроки обычно 4-5 недель.
Заметил интересную деталь: многие путают 'толкаемые' и самоходные модели. У Чжунъянь в паспорте четко указано – усилие оператора до 150 Н, но при этом аккумулятор на 48 В позволяет работать без подзарядки 6 часов с грузом 1.5 тонны. Проверяли на складе в Новосибирске – реально 5.5 часов, но только если не использовать подогрев вил (а он у них опционный).
Кстати про аккумуляторы – у китайских поставщиков часто экономят на батареях. У того же Чжунъянь в базовой комплектации стоят LiFePO4, но можно заказать и Li-NMC за доплату. Мы тестировали оба варианта: первые выдерживают 2000 циклов, вторые – 1500, зато легче на 17%. Для мультирейковых систем разница критична.
В документации к полностью электрическим толкаемым вилочным погрузчикам редко пишут про работу в узких проходах. А ведь при ширине 800 мм (как у Чжунъянь серии EPT-15) радиус разворота 1800 мм – это значит, в стандартном складе с проходами 2.2 метра придется маневрировать задним ходом. Мы в прошлом году три недели переучивали операторов, пока не нашли оптимальную схему движения.
Зимой с подогревом рукоятки тоже не все гладко – у ранних моделей Чжунъянь терморегулятор срабатывал только при -10°C, хотя в техпаспорте было указано -20°C. Пришлось самим дорабатывать: ставили дополнительный нагревательный элемент от автомобильных рулей. Сейчас вроде исправили, но проверять стоит при приемке.
По опыту скажу: главное в толкаемых погрузчиках – не максимальная грузоподъемность (у того же Чжунъянь она до 2 тонн), а эргономика рулевой штанги. У их моделей 2023 года угол наклона регулируется, но фиксатор иногда разбалтывается после 300-400 циклов. Рекомендую проверять крепеж ежемесячно.
С запчастями к полностью электрическим толкаемым вилочным погрузчикам всегда напряженка – даже у таких крупных производителей, как ООО Цзянсу Чжунъянь, подшипники колес могут быть нестандартные. Мы в 2021 году простаивали 2 недели из-за поломки опорного ролика – оказалось, его можно заменить только оригинальной деталью с завода.
По графикам ТО заметил интересную закономерность: китайские производители рекомендуют менять щетки двигателя каждые 2000 часов, но у нас при работе с паллетами по 800 кг они изнашивались за 1500 часов. Пришлось вести собственный журнал замены – сейчас меняем каждые 1300 моточасов, иначе начинается искрение.
Система управления – отдельная тема. У Чжунъянь используется контроллер собственной разработки, который плохо совместим со сторонним ПО. Когда пытались подключить телеметрию для учета пробега, пришлось заказывать переходник через официальных дилеров. Дополнительные затраты – около 15% от стоимости погрузчика.
При расчете окупаемости толкаемых вилочных погрузчиков многие забывают про стоимость замены батареи. У Чжунъянь аккумулятор на 48В 210Ач служит 5-6 лет, но его замена обходится в 40-45% от первоначальной цены оборудования. Мы сейчас рассматриваем вариант с арендой батарей – у некоторых дилеров есть такие программы.
Таможенное оформление – еще один нюанс. Поставщики типа ООО Цзянсу Чжунъянь обычно работают по EXW, значит, все логистические расходы и пошлины ложатся на покупателя. В 2023 году при ввозе партии из 5 погрузчиков мы заплатили 18% пошлины + НДС, что увеличило конечную стоимость на 27%.
Сервисное обслуживание – отдельная статья расходов. У официальных дилеров Чжунъянь в России годовой контракт на ТО стоит 8-12% от стоимости погрузчика. Но мы нашли альтернативу – местные сервисы, которые специализируются на электрической складской технике. Экономия около 30%, но есть риск потери гарантии.
Судя по последним тенденциям, полностью электрические толкаемые вилочные погрузчики постепенно вытесняют самоходные модели в закрытых помещениях. У Чжунъянь в 2024 году анонсировали новую серию с рекуперативным торможением – заявленная экономия энергии до 15%, но пока тестовых образцов не видел.
Интересно, что китайские производители начали адаптировать технику под российские стандарты. У того же Чжунъянь в новых моделях появилась опция 'зимний пакет' – утепленная электроника и морозостойкие шины. Правда, стоимость увеличивается на 12-15%, но для регионов с холодным климатом это оправдано.
По моим наблюдениям, рынок толкаемых погрузчиков ждет консолидация. Крупные игроки вроде ООО Цзянсу Чжунъянь поглощают мелкие заводы, что в перспективе должно унифицировать запчасти и упростить обслуживание. Но пока каждый производитель тянет одеяло на себя, конечным пользователям приходится несладко.