
Если брать наших клиентов – многие до сих пор путают, когда реально нужен именно противовесный заднеприводной трехколесный погрузчик, а не его четырехколесный аналог. Сразу скажу: разница не только в маневренности, но и в физике работы на слабых полах. Вот с этим сталкивались не раз.
В 2019 году мы тестировали китайский образец от ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков – их модель ZY30-TR с приводом на задние колеса. Первое, что отметили: разворот в 1,5 метра против 2,2 у японских аналогов. Но тут же вылез нюанс – при подъеме паллета с бумагой на 4,5 метра требовалась ювелирная работа с противовесом.
Завод в Тайсине (напомню, они работают с 1997 года) закладывает в конструкцию смещенный центр тяжести. Но на практике это значит, что оператор должен привыкнуть к 'подседанию' задней оси при резком торможении с грузом. Мы два месяца уговаривали складского менеджера не сокращать время на обучение – в итоге снизили количество срывов груза на 17%.
Кстати, их сайт https://www.zhongyancc.ru сейчас показывает обновленную линейку с гидростатической трансмиссией. Раньше были проблемы с реверсом на мокром бетоне – новые образцы исправили.
Запомните: если у вас неровный асфальт с гравийными участками – забудьте про трехколесные схемы. Проверяли на овощной базе в Подмосковье: за месяц эксплуатации деформировалась рама в месте крепления рулевой колонки. Хотя заявленная нагрузка была 2,8 тонны против реальных 2,3.
А вот для узких проходов между стеллажами – идеально. Особенно с системой рекуперации энергии при опускании груза. У ООО Цзянсу Чжунъянь в последних моделях это реализовано через перепрограммируемый контроллер – можно настроить торможение под конкретный тип груза.
Проблема была с зимней эксплуатацией: при -25°C слетают настройки чувствительности рулевого управления. Пришлось дорабатывать гидравлическую схему – ставить дополнительный подогрев масла. Китайские инженеры сначала не понимали, зачем это нужно в 'складских условиях'.
Здесь многие поставщики экономят – ставят батареи на 600 А·ч вместо рекомендуемых 800. В результате смена работы сокращается на 2 часа. Мы в прошлом году проводили замеры на погрузчике ZY20-TR: с штатной батареей он выдавал 5 часов непрерывной работы с нагрузкой 1,8 тонны вместо заявленных 7.
У Цзянсу Чжунъянь сейчас предлагают литий-ионные варианты, но их стоимость добавляет 25% к цене погрузчика. Хотя если считать стоимость цикла – выгоднее. Проверяли на производстве упаковки: за 8 месяцев экономия на электроэнергии составила около 140 000 рублей при двухсменной работе.
Важный момент: при установке тяжелых свинцовых батарей теряется маневренность – приходится перенастраивать систему балансировки. Мы обычно добавляем 30 кг балласта в противовес.
С запчастями к трехколесным погрузчикам всегда сложнее – особенно с рулевыми трапециями. У ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков до 2020 года были проблемы с поставками шестерен гидромоторов. Ждали по 3-4 месяца.
Сейчас ситуация улучшилась – они организовали склад в Новосибирске. Но все равно для критически важных участков лучше иметь свой запас подшипников ступиц переднего колеса. Они выходят из строя чаще – из-за особенностей распределения нагрузки.
По нашему опыту, проще сразу заменить штатные подшипники на японские NTN – служат в 2 раза дольше. Хотя это добавляет около 15 000 рублей к стоимости подготовки погрузчика к работе.
Если брать противовесные заднеприводные трехколесные погрузчики для склада с тремя сменами – экономия на электроэнергии заметна сразу. Но многие не учитывают стоимость адаптации инфраструктуры.
Например, для зарядки нужны мощные линии – стандартные 380В не всегда подходят. Пришлось на одном объекте прокладывать отдельный кабель на 25 кВт – это еще 300 000 рублей дополнительных затрат.
Зато обслуживание дешевле: нет фильтров масла, реже меняется гидравлическая жидкость. За 3 года эксплуатации 6 погрузчиков экономия на ТО составила около 400 000 рублей compared с дизельными моделями.
Смотрю на новые разработки ООО Цзянсу Чжунъянь – они экспериментируют с системой автобалансировки через датчики нагрузки. Если это будет работать надежно – можно будет увеличить грузоподъемность без потери маневренности.
Но пока на рынке преобладают консервативные решения. И правильно – складская техника должна быть прежде всего предсказуемой. Наш опыт показывает: 70% клиентов готовы платить за надежность больше, чем за инновации.
Кстати, их производственная площадь в 21 800 м2 позволяет тестировать погрузчики в реальных условиях – это важно. Видел как раз их тестовую площадку: воссоздан склад с разными покрытиями пола. Такой подход внушает доверие.