
Если честно, когда слышишь про трехколесные вилочные погрузчики, первое что приходит в голову — это якобы 'неустойчивые' конструкции. Но на практике именно переднеприводные модели с противовесом показывают себя в узких складах лучше, чем классические аналоги. Правда, есть нюанс: не каждый поставщик понимает разницу между обычным трехколесным погрузчиком и тем, где действительно грамотно реализован привод на передние колеса. Мы в свое время перепробовали несколько вариантов, пока не нашли баланс между маневренностью и грузоподъемностью.
В 2018 году мы тестировали китайский погрузчик от ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков — модель ZY30-TF. До этого работали с японскими аналогами, но их цена кусалась. Удивило, что при кажущейся простоте конструкции, у этого погрузчика был действительно продуманный передний привод. Не та ситуация, когда просто убрали одно колесо, а полноценная инженерная доработка. Поворотный круг уменьшился на 15% compared с четырехколесными моделями, но при этом не было той 'виляющей' динамики, которую мы опасались.
Кстати, многие забывают, что трехколесный погрузчик требует другого подхода к обслуживанию. Особенно шин — здесь нагрузка на переднюю ось распределяется иначе. Мы в первый же месяц угробили комплект резины, потому что механики по привычке выставили давление как у стандартных погрузчиков. Пришлось связываться с инженерами zhongyancc.ru — они прислали таблицу с корректными параметрами для разных типов покрытий.
Что еще важно — противовес у трехколесных моделей должен быть 'умным'. Не просто чугунная болванка, а рассчитанный под конкретный центр тяжести. У Чжунъянь в этом плане интересное решение: они делают съемные секции противовеса, что позволяет адаптировать технику под разные типы грузов. Мы, например, для работы с длинномерами докупали две дополнительные секции — это решало проблему опрокидывания, которая сначала пугала.
Сейчас на рынке много компаний, которые предлагают трехколесные погрузчики, но по факту перепродают старые модели с минимальными доработками. Критически важно смотреть на производственные мощности завода. Когда мы первый раз заказывали у ООО Цзянсу Чжунъянь, проверяли их историю — предприятие работает с 1997 года, 21 800 кв. метров площадей. Это не гаражный сборщик, что чувствуется в качестве сборки.
Особенно показательна история с поддонами. Мы как-то взяли партию погрузчиков у другого поставщика — вроде бы те же характеристики, но при работе с европоддонами постоянно были проблемы с заездом. Оказалось, геометрия рамы не учитывала специфику наших паллетов. Пришлось продавать технику с дисконтом. Сейчас всегда требуем тестовые заезды под наш типовой груз — Чжунъянь в этом плане идет навстречу, даже видео с испытаниями присылают.
Еще момент — электрика. В трехколесных моделях с передним приводом часто перегреваются контроллеры, если не предусмотрено принудительное охлаждение. Мы на своем опыте убедились, что у производителей с полным циклом, как Цзянсу Чжунъянь, таких проблем нет — у них собственное производство электронных компонентов, а не покупные комплекты.
Работая с трехколесными погрузчиками, мы выяснили, что их нельзя загружать 'на пределе' грузоподъемности постоянно. Да, они держат заявленные 3 тонны, но если эксплуатировать на максимуме каждый день, через полгода начинают люфтить подшипники в рулевой трапеции. Сейчас мы используем технику на 80% от номинала — и наработка на отказ выросла втрое.
Зимняя эксплуатация — отдельная тема. Из-за меньшего количества точек опоры трехколесные погрузчики более чувствительны к обледеневшим полам. Мы ставим цепки на ведущие колеса, но это решение не идеальное — увеличивается нагрузка на редуктор. Инженеры Чжунъянь советуют специальные зимние шины с мягким протектором, но они у них только под заказ.
Интересный момент с аккумуляторами. В трехколесных моделях батарейный отсек часто меньше, чем у четырехколесных аналогов. Приходится либо мириться с меньшим временем работы, либо ставить гелевые АКБ — они компактнее. Мы перешли на гелевые батареи и получили плюс 2 часа непрерывной работы без подзарядки.
Запчасти — головная боль для любого логиста. С трехколесными вилочными погрузчиками ситуация особая: многие детали невзаимозаменяемы с четырехколесными моделями. Например, ступичные подшипники передних колес имеют другой посадочный размер. Мы сначала пытались подбирать аналоги, но в итоге проще заказывать оригинал — экономия на ремонте выходит боком.
Гидравлика — еще один тонкий момент. Из-за компактности конструкции переднеприводные погрузчики имеют более сложную схему прокладки гидролиний. При самостоятельном ремонте легко повредить соседние трубки. Мы теперь всегда вызываем специалистов — благо, у Чжунъянь есть сервисные инженеры в РФ, приезжают в течение недели.
Кстати, о гарантии. Многие поставщики дают стандартные 12 месяцев, но не учитывают, что трехколесные погрузчики часто работают в более интенсивном режиме. ООО Цзянсу Чжунъянь предлагает расширенную гарантию до 3 лет на раму и мосты — это серьезный аргумент в их пользу. Мы воспользовались этим при покупке второй партии — уже два года без серьезных поломок.
Судя по тому, что мы видим на рынке, будущее за гибридными решениями. Противовесные трехколесные вилочные погрузчики начинают оснащать системой рекуперации энергии — при торможении подзаряжается АКБ. У Чжунъянь есть прототипы с такой системой, но в серии пока не видели. Говорят, дорабатывают надежность.
Еще тренд — автоматизация. Мы тестировали трехколесный погрузчик с системой автономного перемещения по складу — интересно, но пока сыровато. Особенно проблемы с навигацией в узких проходах. Думаю, через пару лет технологии дойдут до ума.
Лично я считаю, что трехколесные схемы будут развиваться в сторону специализации. Уже сейчас ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков предлагает модели для конкретных задач — например, для работы в морских контейнерах с низким потолком. Это правильный путь — не пытаться сделать универсальную технику, а затачивать под конкретные нужды.