
Когда слышишь про производителей оптовых кранов-штабелеров с ричтраком, первое, что приходит в голову — это гиганты вроде Jungheinrich или Still. Но на практике часто оказывается, что китайские поставщики вроде ООО Цзянсу Чжунъянь дают более гибкие условия для средних складов. Мы в 2018-м ошиблись, купив немецкую технику для узких проходов — она не выдержала наших объемов грузов по 2.5 тонны. Пришлось пересматривать подход.
Раньше ричтраки считались излишеством для небольших предприятий. Сейчас же даже на складах до 1000 м2 без них не обойтись — вручную штабелировать паллеты на высоту 8 метров просто невыгодно. Но тут возникает главный подвох: многие производители оптовых кранов-штабелеров не учитывают российские условия эксплуатации. Например, перепады температур от -30°C до +35°C быстро выводят из строя гидравлику, если она не адаптирована.
У ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков (сайт https://www.zhongyancc.ru) в этом плане интересное решение — они используют морозостойкие уплотнители в цилиндрах. Не идеально, но для ценовой категории до 1.5 млн рублей за единицу — вполне работоспособно. Проверяли на объекте в Новосибирске: за два года всего две замены сальников, при том что техника работала в неотапливаемом ангаре.
Кстати, их модель ZY-RT45 с высотой подъема 10 метров показала себя лучше, чем более дорогие аналоги. Но есть нюанс — китайская электроника иногда 'зависает' при -25°C. Пришлось ставить дополнительный подогрев контроллера. Это та самая мелочь, о которой не пишут в каталогах.
Основанное в 1997 году предприятие ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков заявляет о полном цикле производства на площади 21 800 м2. Но для нас важнее было увидеть тестовую площадку — как они проверяют технику перед отгрузкой. При личном визите в 2022 году обратил внимание: у них своя лаборатория испытаний на усталость металла. Это редкость среди азиатских производителей.
Их краны-штабелеры с ричтраком проходят обкатку с нагрузкой на 15% выше номинальной. В Европе такой подход почти не встречается — там экономят на тестах. Но именно это позволило им снизить количество гарантийных случаев до 3.7% против среднеотраслевых 8%.
Правда, с запчастями бывают задержки — ждали шестерни для трансмиссии 4 месяца. Теперь всегда держим на складе критичные узлы. Это общая болезнь всех производителей из Азии, не только Чжунъянь.
Когда закупаешь оптовые краны-штабелеры партиями от 10 штук, кажется, что все просто: подписал контракт — получил технику. На деле же оказалось, что одинаковые модели могут иметь разные модификации двигателей. У Чжунъянь в 2021 году была история: в одной партии стояли моторы Weichai, в другой — Yuchai. Разница в ресурсе составила почти 2000 моточасов.
Сейчас всегда прописываем в спецификации не только технические характеристики, но и конкретных поставщиков ключевых компонентов. Китайские производители это понимают и идут навстречу — в отличие от европейских, где все стандартизировано.
Еще момент: при оптовой закупке часто забывают про обучение операторов. Чжунъянь предлагает бесплатные курсы — но только на китайском или английском. Пришлось разрабатывать свою программу на русском. Зато теперь наши операторы знают все 'родовые болезни' этой техники.
Цена кранов-штабелеров с ричтраком у Чжунъянь на 25-40% ниже европейских аналогов. Но экономия должна быть разумной: мы пробовали ставить на их технику более дешевые шины — получили увеличение расхода энергии на 18%. Вернулись к оригинальным покрышкам, хотя они дороже.
Уставной капитал в 40 миллионов юаней (около 500 млн рублей) позволяет им экспериментировать с материалами. Например, в 2023-м они начали использовать алюминиевые сплавы в стрелах — это снизило массу машины на 7%, но пока неясно, как скажется на долговечности. Наш инженер сомневается, что это оправдано для интенсивной эксплуатации.
Интересно, что они сами признают: их техника оптимальна для 2-3 сменной работы, но не для круглосуточной эксплуатации. Редкая честность для производителя.
Пандемия показала: цепочки поставок должны быть короче. Теперь мы предпочитаем работать с производителями, у которых есть сборочные мощности в ЕАЭС. У Чжунъянь пока нет такого, но они рассматривают вариант с Казахстаном. Это могло бы решить проблему с таможенными delays.
Еще тренд — модульность. Современные производители оптовых кранов-штабелеров должны позволять легко заменять блоки. У китайцев это получается лучше, чем у европейцев — их конструкция изначально более ремонтопригодна. Например, замена датчика высоты у Чжунъянь занимает 15 минут против 2 часов у немецких аналогов.
Но есть и минусы: документация часто переведена с ошибками. Приходится самим составлять корректные техкарты на русском. Это скрытые затраты, которые многие не учитывают при выборе поставщика.
Работая с ООО Цзянсу Чжунъянь по производству вилочных погрузчиков, понял: их главное преимущество — гибкость. Они готовы менять конструкцию под конкретные задачи. Например, для нашего склада с низкими потолками уменьшили высоту кабины на 15 см — европейцы бы даже не рассматривали такой запрос.
Их краны-штабелеры с ричтраком — не премиум-сегмент, но для 80% российских складов этого и не требуется. Главное — чтобы техника работала и ее можно было быстро починить. С этим у них пока лучше, чем у многих конкурентов в той же ценовой категории.
Сейчас наблюдаю, как они внедряют системы телеметрии — отстают от лидеров рынка на 3-4 года, но двигаются в правильном направлении. Думаю, через пару лет они смогут составить конкуренцию даже признанным брендам в сегменте складской техники среднего класса.